Немного об аудите.

23.11.2017

Можно ли сделать так, чтобы аудит был полезен не только самим аудиторам, но и их клиентам, а результат превосходил все, даже самые смелые, ожидания? Чаще всего случается, что цели аудиторов и клиентов при исполнении не совпадают, т.е. «они смотрят в разные стороны».

Чего же хотят аудиторы? Во многих аудиторских фирмах работа строится на основе системы оценки эффективности проектов. Эффективность рассчитывается достаточно просто: складываются часы, которые были отработаны сотрудниками для завершения проекта (аудита), а дальше суммарная стоимость затрат соотносится со стоимостью контракта или договора. Таким образом, определяется некий КПД проекта/аудита. Какова же цель аудиторов? Аудиторы стремятся к максимально эффективному КПД. То есть для них важно за как можно более короткий срок и усилиями как можно меньшего количества сотрудников выдать аудиторское заключение.

Очевидно, аудиторы также хотят во время аудита получить определенный комфорт и подписать безусловно положительное аудиторское заключение. Почему? Потому что подписание аудиторского заключения с оговорками — это также, помимо всего прочего, в конечном итоге дополнительное время.

Чего же хотят клиенты аудиторов? Как минимум, безусловно положительного аудиторского заключения. При этом руководство аудируемого лица, скорее всего, захочет исполнения договора в оптимальные, а еще более вероятно, в максимально сжатые сроки.

Часто пользователями проаудированной отчетности будут являться не только непосредственно менеджмент компании и государственные органы, но также и партнеры, инвесторы (существующие и потенциальные) и прочие третьи стороны, заинтересованные в скорейшем получении данной информации.

В ситуации, когда бизнес становится все более и более прозрачным, а менеджмент компании начинает понимать важность корректного применения правил бухгалтерского учета, в дополнение к безусловно положительному аудиторскому заключению хотелось бы получить еще и консультации от аудиторов, касающиеся текущей деятельности. Но это уже программа «максимум».

Таким образом, конечная цель (безусловно положительное аудиторское заключение), также как и способы ее достижения (за оптимальное время), у аудиторов и у их клиентов едины.

Как же получить желаемый результат? Только совместная и самая тесная работа аудиторов и их клиентов может привести к этому результату.

Во-первых, планирование, планирование и еще раз планирование. Современные условия ведения бизнеса ставят перед управленцами компаний задачу выживания в условиях ограниченных ресурсов. Самых разнообразных ресурсов: человеческих, материальных, а главное — временных. Поэтому планирование следующего аудита текущего года должно начинаться не позднее середины года. Именно тогда руководству компании необходимо приступать к размышлениям о следующей аудиторской проверке. При этом иногда (как показывает опыт) текущая аудиторская проверка может быть в самом разгаре.

Не стоит забывать, что аудиторы находятся в похожих условиях ограниченности ресурсов. Поэтому они также оценят такую заблаговременность.

Заблаговременность позволит договориться аудиторам и руководству компании о направлении на аудит сотрудников, которых хотел бы видеть на проверке непосредственно клиент. При этом, если есть возможность, обязательно нужно договариваться о проведении поэтапного аудита.  

Чем полезен поэтапный аудит?

Разделение аудита на этапы, конечно, требует отвлечения ресурсов, поскольку может увеличивать количество времени, которые аудиторы посвятят исполнению договора, но имеют соответственно ряд неоспоримых преимуществ.

При поэтапном аудите нагрузка по аудиту распределяется в течение года. Загруженность падает на более ранний период, когда сроки по выпуску отчетности еще кажутся достаточно отдаленными.

Кроме того, если все планировать заранее, то аудиторы могут провести каждый из этапов аудита в тот период, когда это наиболее удобно как для компании в целом, так и подразделения, которое непосредственно отвечает за организацию и за осуществление проверки.

А самое главное, что в ходе поэтапного аудита можно будет определить все критические области, которые уже возникли в компании, либо являются потенциально рисковыми. Пользу своевременного определения проблем компании трудно переоценить. Очень часто в течение года возникают разные вопросы, решение которых откладывается на потом. Или еще хуже. Вопросы возникают у аудиторов, а для менеджмента они могут быть неожиданными.

При этом необходимо отметить, что зачастую аудиторы находят какие-либо ошибки, которые, как правило, подлежат включению в письменную информацию, которая составляется по результатам каждого этапа аудита. При наличии времени, есть возможность принять меры для исправления ошибки.

Если аудит проводится хотя бы на полугодовой основе, то спорные/трудные/неоднозначные вопросы возникают заблаговременно. Что означает ранняя диагностика? Это означает, что специалисты, ответственные за подготовку отчетности, имеют возможность исследовать вопрос, который уже возник. Есть возможность в рабочей обстановке (а не в условиях поджимающих сроков):

- изучить данный вопрос и выйти из ситуации с желаемым решением и оптимальной учетной политикой;

- начать согласование учетной политики с аудиторами заблаговременно;

- озадачить аудиторов возникшей проблемой, если собственной экспертизы недостаточно;

- озадачить консультантов возникшей проблемой, если это что-то абсолютно неведомое.

Качество принятого решения в результате этих действий значительно улучшается.

Таким образом, важность поддержания контакта с аудиторами вообще в течение всего года трудно переоценить.

Во-вторых, наличие у клиента профессиональной бухгалтерской службы, которая способна готовить отчетность с минимумом ошибок. Этот момент очень важен. Именно профессиональный персонал может предвидеть очень многие ситуации, которые, возможно, повлекут за собой улучшение качества предоставляемой отчетности и, как следствие, улучшение качества аудита. Профессионалы смогут правильно преподнести аудиторам информацию, прокомментировать действия и, более того, отстоять позицию компании по спорному вопросу.

Отдельно хотелось бы упомянуть практику предоставления аудиторам доступа к базе данных бухгалтерского учета, естественно, в режиме просмотра. В настоящее время этот вопрос является для некоторых клиентов аудиторских компаний спорным. Однако работа аудиторов с базой данных самостоятельно позволяет им избежать большого количества запросов (например, запросов по расшифровкам по счетам), а компании соответственно сэкономить время на подготовку ответов на запросы.

И необходимо помнить и о чисто человеческом факторе. Гораздо приятней работать, когда между аудиторами и менеджментом существуют взаимопонимание, доверие, а также нормальные рабочие отношения.

 

 

В начало

К списку публикаций

На главную