Вопрос недели

Рассмотрим эту ситуацию на примере.
Поставщик отгрузил со склада товар покупателю 30.09.2020. Товар получен покупателем и оприходован на склад 01.10.2020. ЭСЧФ выставлен поставщиком с датой совершения операции 30.09.2020 и подписан покупателем до 20.10.2020. Книга покупок покупателем не ведется.
В соответствии с п.6 ст. 132 НК РБ предъявленные плательщику суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются налоговым вычетом в том отчетном периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:
дата отражения предъявленной суммы налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете по приобретенным товарам;
дата отражения суммы налога на добавленную стоимость в книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком;
дата подписания плательщиком электронно-цифровой подписью электронного счета-фактуры, являющегося основанием для вычета суммы налога на добавленную стоимость.
В ситуации, указанной в вопросе, все условия выполняются в октябре 2020, следовательно, покупатель может принять к вычету товар в октябре или 4 квартале в зависимости от принятого отчетного периода.
Согласно ст.77 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ) при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения (кроме выплат, установленных системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период), производятся не позднее дня увольнения.
Однако выплаты, установленные системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период, производятся в порядке, установленном локальными правовыми актами, не позднее дня выплаты заработной платы за отчетный период работникам организации.
Таким образом, если локальным правовым актом организации установлен порядок выплаты премии по итогам квартала, то выплата такой премии возможна после увольнения сотрудника.
Согласно п.1 ст. 124  Налогового Кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З основанием для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов при реализации налогоплательщикам государств - членов Евразийского экономического союза является наличие у плательщика следующих документов:
- договора (контракта), на основании которого осуществляется реализация товаров;
- транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза;
- заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором Республики Беларусь, с отметкой налогового органа государства - члена Евразийского экономического союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее в настоящей статье - заявление о ввозе товаров) либо перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Согласно п. 1 Перечня видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.08.2002 г. №1092, далее – Перечень №1092) размер алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей, определяется со всех видов заработка (денежного вознаграждения, содержания, денежного довольствия) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители, работающие в организациях любых организационно-правовых форм, а также на основе трудовых договоров в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, в денежной и натуральной форме.
В соответствии с п. 214 Инструкции по исполнительному производству №67 от 07.06.2017 г. (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь, далее – Инструкция №67) удержания алиментов из заработной платы и приравненных к ней доходов производятся нанимателем на основании предписания судебного исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы.
В соответствии с п. 209 Инструкции №67 размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного судебным постановлением, в твердой денежной сумме исходя из фактического заработка и (или) иного дохода, полученного должником за время, в течение которого не производилось взыскание.
Если должник в этот период не работал или не представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность определяется в следующих размерах: на одного ребенка - 50 процентов, на двух детей - 100 процентов, на трех и более детей - 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Для расчета задолженности применяется бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующий на момент начисления задолженности по алиментам.
С учетом вышеизложенных требований в данной ситуации работнику необходимо исчислить алименты за месяц, в котором он находился в социальном отпуске без сохранения заработной платы, в размере пятидесяти процентов от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент начисления задолженности по алиментам.
Задолженности по начисленным алиментам следует удерживать при следующей выплате заработной платы сотруднику с учетом установленных законодательством ограничений размера удержаний.
Согласно п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учете нематериальных активов (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №25 от 30.04.2012 г.) организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:
•    активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;
•    активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
•    организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
•    активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
•    организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
•    первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
Таким образом, расходы на приобретение прав на использование программного обеспечения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, не могут быть признаны нематериальным активом и подлежат учету в составе расходов организации.
В соответствии с п. 2 Правил осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2014 №526 (далее – Правила №526):
- инвестиционные расходы лизингодателя - затраты, с учетом которых определена стоимость предмета лизинга и которые связаны с приобретением имущества, предназначенного для последующей передачи в качестве предмета лизинга, доведением его до состояния, пригодного для использования лизингополучателем в соответствии с договором лизинга, передачей предмета лизинга лизингополучателю, а также подлежащие возмещению лизингополучателем в соответствии с договором лизинга полностью или частично расходы лизингодателя, не учтенные при определении стоимости предмета лизинга и связанные с заключением и исполнением договора лизинга;
вознаграждение (доход) лизингодателя - показатель, являющийся исходя из условий договора лизинга и суммы уплаченных лизингополучателем лизинговых платежей разницей между общей суммой лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга, и выкупной стоимости предмета лизинга (если договором лизинга предусмотрено условие о выкупе предмета лизинга) и общей суммой инвестиционных расходов лизингодателя, возмещаемых лизингополучателем в составе лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга.
Согласно п. 11 Правил №526 лизинговые платежи определяются по соглашению сторон с учетом сумм:
- вознаграждения (дохода) лизингодателя;
- полностью или частично возмещающих инвестиционные расходы лизингодателя, включенные в стоимость предмета лизинга согласно п. 9 Правил №526;
- полностью или частично возмещающих иные инвестиционные расходы лизингодателя, включая все виды страхования предмета лизинга, риска неуплаты лизинговых платежей и других рисков, возникающих при исполнении договора лизинга, а также при государственной регистрации предмета лизинга, прав на него и (или) договора лизинга, если в соответствии с законодательством или договором лизинга такие страхование и (или) регистрацию осуществляет лизингодатель.
В указанном в вопросе случае лизингополучатель оплачивает не страховой взнос, а лизинговый платеж, порядок формирования которого определен договором: Лизинговый платеж = часть стоимости предмета лизинга + вознаграждение лизингодателя + возмещение иных расходов лизингодателя.
Основным критерием включения расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (ст. 169 НК РБ, п. 1 ст. 170 НК РБ).
Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета. К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 169 НК РБ).
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК РБ).
Таким образом, в случае, если предмет лизинга используется в предпринимательской деятельности лизингополучателя, лизинговый платеж в полном объеме включается в затраты лизингополучателя.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь доходы, виды которых поименованы в ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) и включают в т.ч. доходы от оказания посреднических услуг (подп. 1.12.4 п. 1 ст.189 НК).
Однако положения подп. 1.12.4 п. 1 ст. 189 НК не распространяются на доходы, полученные иностранными организациями за предоставление услуг по бронированию мест проживания.
Таким образом, доходы иностранных компаний от организации онлайн-бронирования мест проживания, в т.ч. гостиничных номеров, не признаются объектом обложения налогом на доходы.
Согласно п. 4.2 ст. 120  Налогового Кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению)  в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
Таким образом, санкции за нарушение условий договора у поставщика включаются в налоговую базу по НДС.
Расчет  пособий по временной нетрудоспособности регламентируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. №569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», далее - Положение).
Согласно п. 27 Положения лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору, пособия исчисляются из размера среднедневного вознаграждения, с которого уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда (далее - вознаграждение), выплаченного по этому договору до возникновения права на пособия. Если до возникновения права на пособия вознаграждение по гражданско-правовому договору не выплачено, пособия исчисляются из размера среднедневного первого вознаграждения по данному договору, выплаченного после возникновения права на пособия.
Размер среднедневного вознаграждения для исчисления пособий определяется путем деления суммы вознаграждения на число календарных дней периода выполнения работ по гражданско-правовому договору, за который выплачено вознаграждение.
Согласно подп. 7 п. 9 Положения пособие по временной нетрудоспособности не назначается в том числе за период после прекращения работы по трудовому договору, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовой договор), а также предпринимательской, творческой и иной деятельности в случаях, указанных в абзацах третьем - пятом подп. 1 п. 2 Положения (ухода за больным членом семьи, в том числе за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет); ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации).
В соответствии с п. 32 Положения работникам, а также лицам, работающим по гражданско-правовым договорам у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, решение о назначении (отказе в назначении) пособия по временной нетрудоспособности в связи с травмой, уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации, а также в соответствии с п. 9, 19, 35 Положения принимается комиссией по назначению пособий плательщика.
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности в данном случае работнице назначается комиссией по назначению пособий организации, заключившей с ней ГПД, за календарные дни временной нетрудоспособности с 28.08.2020 по 31.08.2020 исходя из размера среднедневного вознаграждения.
Основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере предоставления международной технической помощи, является Указ №460 от 22.10.2003 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее – Указ №460).
Пунктом 1.3 Указа №460 установлено, что не признаются объектами налогообложения по налогу на прибыль получаемые в рамках международной технической помощи денежные средства, в том числе в иностранной валюте, иное имущество (включая относимое к основным фондам, товарно-материальным ценностям и нематериальным активам), полученные в качестве международной технической помощи.
Однако, в соответствии с п. 1.4 Указа №460 при нецелевом использовании международной технической помощи действие п. 1.3 Указа №460 не распространяется на получаемые (выполняемые, оказываемые) в рамках этой помощи денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (работы, услуги), а также на иное имущество. В этом случае налоги, пошлины, сборы и отчисления уплачиваются (взыскиваются) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательством.
Данное положение также содержится в п.4.8.6 ст. 174 Налогового кодекса. Так, в состав внереализационных доходов не включаются товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные в качестве иностранной безвозмездной помощи или международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Таким образом, сумма денежных средств, полученных в рамках МТП, в случае их целевого использования не подлежит налогообложению налогом на прибыль.
← Назад 1 2 3 4 5 Вперед →