Вопрос недели

Согласно п. 3 ст. 13 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» №7-З от 29.12.2012 г. (далее по тексту – Закон №7-З) пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от размера, установленного законодательством, если лицо, имеющее право на такое пособие и фактически осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет:
•    работает на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей;
•    работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выполняет работу на дому у одного или нескольких нанимателей;
•    выполняет работу на дому более чем у одного нанимателя;
•    выполняет работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
•    проходит военную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (за исключением находящихся в отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы);
•    является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением случаев приостановления соответствующей деятельности в порядке, установленном законодательством, неосуществления предпринимательской деятельности в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности);
•    является собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняет функции руководителя этого юридического лица (за исключением случаев, если такой руководитель работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени));
•    получает послевузовское образование в дневной форме получения образования и получает стипендию;
•    проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме и получает стипендию.
Таким образом законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 50 процентов от установленного размера. Нахождение в трудовом отпуске лица, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до трех лет и работающем на условиях неполного рабочего времени, в данном перечне не поименован.
Следовательно, в период нахождения сотрудницы в трудовом отпуске размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех не изменится и будет выплачиваться в полном размере.
Согласно п. 1.1 ст. 87 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 г. №166-З (далее – Налоговый кодекс) анализируемая сделка – подлежащая контролю соответствия рыночным ценам сделка, определенная ст. 88 Налогового кодекса.
В соответствии с п. 1.1 ст. 88 Налогового кодекса в целях гл. 11 и гл. 16 Налогового кодекса к сделкам, подлежащим контролю соответствия рыночным ценам, относится внешнеторговая сделка со взаимозависимым лицом.
Согласно п. 3.1 ст. 88 Налогового кодекса сделки, указанные в п. 1 ст. 88 Налогового кодекса, подлежат контролю, если цена сделки (сумма цен сделок), определенная в соответствии с гл. 11, с одним контрагентом в календарном году превышает по сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 88 Налогового кодекса 400 000 белорусских рублей (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов) - для организации, не включенной в перечень крупных плательщиков.
В соответствии с п. 1 ст. 97 Налогового кодекса плательщик обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в электронный счет-фактуру и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения вносятся в электронный счет-фактуру независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.
Таким образом, организации необходимо предоставить сведения о совершенной анализируемой сделке путем внесения сведений о такой сделке в электронный счет-фактуру и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур.
Согласно п. 34 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 г. №37/18/6) если активы приняты к бухгалтерскому учету в составе основных средств, нематериальных активов, но их фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации, в соответствии с назначением их использования в данной организации. При этом течение срока полезного использования, установленного при приобретении указанных объектов, также начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации.
Пунктом 2.2 ст. 170 Налогового кодекса установлен порядок применения инвестиционного вычета и включения его в состав затрат по производству и реализации.
Инвестиционным вычетом признается сумма, исчисленная от первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, а также от сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемых в предпринимательской деятельности, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией (далее в настоящем подпункте - стоимость вложений в реконструкцию) в следующих пределах:
по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию - не более пятнадцати процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);
по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию - не более тридцати процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
Сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации в отчетном периоде, на который приходится месяц, с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
Так как фактическая эксплуатация объекта начата в 2019 году, то и начисление амортизации по объекту начинается в 2019 году. Таким образом, организация вправе применить инвестиционный вычет в 2019 году в размерах, установленных Налоговым Кодексом с 01.01.2019 г.
Белорусская организация приобретает ряд услуг у иностранной организации. Иностранная организация предоставила подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, для освобождения от налога на доходы иностранных организаций. Справка (подтверждение) датирована 08.11.2018, без указания периода её действия. Будет ли она действительна в 2019 году?

Подтверждение, выданное без указания периода его действия, может применяться на последующий календарный год, если оно заверено в четвертом квартале текущего года компетентным органом государства постоянного местонахождения иностранной организации и в налоговом органе имеется документ, являющийся подтверждением на текущий календарный год (статья 194 Налогового Кодекса Республики Беларусь).
В соответствии с п. 2.8 Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. №292 «О мерах по подготовке и проведению II Европейских игр 2019 года» не признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость в 2018 и 2019 годах обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров, необходимых для обеспечения информационного сопровождения подготовки и проведения Европейских игр в телевизионных и (или) радиовещательных средствах массовой информации, трансляции мероприятий Европейских игр, включая тестовые спортивные мероприятия (далее - товары).
Основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость является представление в налоговый орган заключения Министерства информации о предназначении товаров для указанных целей, содержащего сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров, лицах, осуществляющих их реализацию, реквизитах договоров, на основании которых реализуются товары.
Для выдачи заключения юридические лица или индивидуальные предприниматели, реализующие на территории Республики Беларусь товары, представляют в Министерство информации:
заявление и перечень товаров по формам, установленным Министерством информации;
ходатайство юридического лица, на которое возложены функции редакции телевизионного и (или) радиовещательного средства массовой информации и которому реализуются товары;
копии договоров, на основании которых реализуются данные товары.
Заключение выдается по форме, установленной Министерством информации, в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, на безвозмездной основе.
Так как такие обороты не признаются объектом налогообложения, и Президентом не установлен иной порядок вычетов в отношении входящего налога, то в декларацию по НДС эти обороты не включаются.
Пунктом 24.9 статьи 133 НК РБ установлены ограничения вычета НДС предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. Однако эти ограничения касаются только оборотов, указанных в подпунктах 2.5.5, 2.6, 2.8, 2.15, 2.22 пункта 2 статьи 115 НК РБ.
Таким образом, вычет входящего налога, уплаченного при приобретении реализованных Дирекции товаров, производится в общеустановленном порядке, без каких-либо особенностей.
Согласно ст.50 ТК РБ трудовая книжка выдается в день увольнения (последний день работы), а все причитающиеся выплаты производятся не позднее дня увольнения.
Так как окончание срока действия контракта приходится на праздничный день, то в соответствии с п.5 ст.10 ТК РБ днем окончания срока контракта считается следующий за ним рабочий день.
Согласно ст. 93 ТК РБ необходимость выдачи работникам командировочного удостоверения определяется нанимателем, если иное не установлено законодательными актами.
Таким образом, командировочное удостоверение не является обязательным к оформлению документом при направлении работника в командировку, а факт пребывания работника в командировке может быть подтвержден приказом (распоряжением) о командировании и документами, приложенными к авансовому отчету (проездные документы, счет за проживание в гостинице).
Согласно п.1 Указу Президента Республики Беларусь «О стимулировании использования электромобилей» №273 от 10 июля 2018 года основанием для освобождения зарядных станций от налога на добавленную стоимость при ввозе их на территорию Республики Беларусь является представление в таможенный (налоговый) орган юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заключения Министерства промышленности, подтверждающего отсутствие производства таких зарядных станций в Республике Беларусь. Положение о порядке выдачи и форма такого заключения утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с п. 10 и п. 11 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования (утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №34 от 11.06.2014 г.) за время предоставления свободного дня в месяц за работником сохраняется средний дневной заработок, который определяется в порядке, установленном законодательством. Оплата свободного дня в месяц производится нанимателем в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в сроки, установленные для выплаты заработной платы.
Согласно п. 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (утвержден постановлением Совета Министров РБ 25.01.1999 г. №115, далее – Перечень №115) включены в том числе государственные пособия, выплачиваемые за счет средств государственного социального страхования.
Таким образом, на средний заработок за дополнительный свободный от работы день в месяц, как и на другие выплаты за счет средств социального страхования, взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются.
Согласно статье 199 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) №71-З от 29.12.2009 г. (далее – Налоговый кодекс) при определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
В статье 208 Налогового кодекса перечислены доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц. Данная выплата в ней не поименована  
Таким образом, средний заработок за дополнительный свободный от работы день в месяц облагается подоходным налогом.
Также следует отметить, что сотрудница имеет право на налоговые вычеты, установленные статьей 209 Налогового кодекса.
Согласно п. 2.5.5 ст. 115 Налогового кодекса объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признается безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.
Таким образом, организации не нужно исчислять налог на добавленную стоимость со стоимости безвозмездно переданных товаров средней школе.
Кроме того, необходимо помнить, что согласно п. 24.9 ст. 133 Налогового кодекса не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подп. 2.5.5, 2.6, 2.8, 2.15, 2.2 ст. 115 Налогового кодекса.
Следовательно, при безвозмездной передаче товаров бюджетной организации образования, в частности средней школе, в 2019 году организация не вправе принять к вычету сумму входного НДС.
← Назад 2 3 4 5 6 Вперед →