Вопрос недели

Услуги в электронной форме, оказываемые иностранными организациями белорусским физическим лицам, облагаются НДС. Причем плательщиком налога является сама иностранная организация. Индивидуальный предприниматель приравнивается в этой ситуации к физическому лицу, и не должен уплачивать НДС.
Согласно ст. 174 ТК РБ трудовой отпуск может быть прерван по предложению нанимателя и с согласия работника. При этом обстоятельства, при наличии которых допускается отзыв из отпуска, могут быть предусмотрены коллективным договором.
Неиспользованная в связи с отзывом часть отпуска может быть компенсирована, по желанию работника, в денежной форме. Однако денежная компенсация допускается только при условии использования работником в текущем рабочем году не менее 14 календарных дней трудового отпуска.
Ответ: Нет, не нужно.

Согласно п. 1.2 ст. 196 Налогового Кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З (далее – НК РБ) доходы физлиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, полученные от источников в Республике Беларусь, признаются объектом обложения подоходным налогом.
Согласно п. 2 ст. 197 НК РБ не относятся к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций, связанных с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь и (или) приобретением товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь.
Согласно статье 107 Закона №439-З из подлежащих к выплате сумм заработной платы должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненных к ней доходов, оставшихся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, с учетом положений статьи 109 этого Закона может быть удержано по исполнительным документам до полного погашения взыскиваемых сумм не более пятидесяти процентов.
Также согласно ст. 108 Трудового кодекса Республики Беларусь №296-З от 26.07.1999 г. (далее ТК РБ) при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, - 50 процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50 процентов заработка.
Таким образом, в пределах 50% заработка и иного дохода сотрудника следует производить удержание по предписанию о взыскании задолженности и сбора.
С 01.02.2020 из пункта 54 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 г. №37/18/6) исключена норма об особенностях начисления амортизации по отдельным предметам лизинга - предметам интерьера, предметам для отдыха, досуга и развлечений, легковым автомобилям. Амортизационные отчисления по данным предметам лизинга могут производиться в порядке, определенном договором лизинга, без ограничений.
Согласно п. 1 ст.168 НК в выручку не включается стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая затраты на их безвозмездную передачу.
Согласно п. 1.19 ст. 173 НК при налогообложении не учитываются затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов) в виде затрат на их производство (выполнение, оказание) либо приобретение, сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затрат на такую безвозмездную передачу.
Таким образом, в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль обороты по безвозмездной передаче не отражаются.
Порядок назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающих детей, регламентируется Законом «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» №7-З от 29.12.2012 г. (далее по тексту – Закон №7-З).
Согласно п. 1 ст.14 Закона №7-З право на пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет.
Согласно подп. 5 п. 3 ст. 22 Закона №7-З днем возникновения права на государственное пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет является, в том числе, день рождения младшего ребенка (независимо от назначения пособия по беременности и родам).
Согласно п. 2 ст. 14 Закона №7-З пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначается и выплачивается лицам, указанным в п. 1 с. 14 Закона №7-З, при условии назначения и выплаты матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), другому родственнику или члену семьи ребенка (детей) пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Согласно подп. 4 п. 3 статьи 22 Закона №7-З днем возникновения права на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет является в том числе день предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуска по уходу за детьми, предоставляемого по месту службы) или день, следующий за днем окончания периода освобождения от работы (службы), учебы или от иной деятельности, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.
Таким образом, право на пособие  на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет возникает с даты рождения младшего ребенка, однако назначено оно должно быть с даты назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, то есть с дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.
Заработная плата работника не может быть меньше минимальной заработной платы (МЗП), поскольку она выступает минимальным социальным стандартом в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора (ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 г. №296-З, далее – Трудовой кодекс).
Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) (ч. 3 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 г. №124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» (далее – Закон №124-З)).
Размер МЗП ежегодно устанавливается Правительством с 1 января. Так, в текущем году согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 г. №582 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» МЗП составляет 375,00 рублей.
Согласно ст. 4 Закона №124-З месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.
Законодательством предусмотрен минимальный размер отчислений в Фонд социальной защиты населения. Он определяется исходя из начисленных в пользу работника выплат и должен быть не менее суммы взносов, исчисленной из размера МЗП, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы. При этом если работник занят неполное рабочее время и (или) неполный месяц, обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера МЗП (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце (гл. 2 п. 5 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №40 (далее – Положение №40)).
В Положении о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 г. №1297 отсутствует требование о минимальной сумме страховых взносов. Таким образом, страхователи при определении суммы страховых взносов руководствуются лишь общим правилом, согласно которому страховые взносы в Белгосстрах начисляются на все выплаты, начисленные в пользу работника по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных законодательством.
Исходя из вышеизложенного, организацией нарушены следующие требования законодательства:
1.    не произведена доплата до размера МЗП работнику в сумме 25,00 рублей;
2.    обязательные страховые взносы в ФСЗН не исчислены исходя из размера МЗП, установленной законодательством, что привело к их недоначислению в сумме 8,75 рублей.
Следует отметить, что за несоблюдение требований трудового законодательства наниматель несет ответственность согласно ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. №194-З: штраф в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
При реализации транспортных средств налоговая база определяется в общеустановленном порядке исходя из цены их реализации.
При этом при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств, поименованных в Приложении к Указу Президента Республики Беларусь №546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» №546 от 24.11.2015 г. (далее – Указ №546), которые были приобретены ими у физлиц на территории Беларуси, налоговая база для расчета НДС определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения этих транспортных средств (подп. 1.2 Указа №546).
Согласно п. 1.1 ст. 210 Налогового Кодекса Республики Беларусь вычету подлежат суммы, уплаченные плательщиком за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства, в учреждениях образования Республики Беларусь при получении ими первого высшего образования.
Согласно ст. 60 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством.
Таким образом, сотрудница имеет право на получение социального вычета в размере суммы, оплаченной за получение первого высшего образования ее брата.
← Назад 3 4 5 6 7 Вперед →