Вопрос недели

Организация может составлять первичный учетный документ (акт аренды) в иностранной валюте в случае, когда договором аренды предусмотрено осуществление расчетов за аренду только в иностранной валюте в установленном законодательством порядке. Такой порядок составления первичного учетного документа обусловлен постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь № 58 от 10 августа 2018 года «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства Финансов Республики Беларусь».
Так как Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 72 от 30.04.2004, не разрешены расчеты в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь, расчеты за аренду помещения в иностранной валюте могут поступать только от нерезидента Республики Беларусь, соответственно, и акт аренды в валюте можно составлять только по договорам с нерезидентами, но только в том случае, если договором аренды предусмотрено осуществление расчетов в валюте.
В соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ  от 31.12.2008 №141, приказом руководителя утверждено повышение нормы расхода топлива в городах с численностью населения от 1 до 3 миллионов человек в размере 15%.
Рассчитаем расход топлива по норме.
Шаг 1: рассчитываем линейную норму расхода топлива с учетом повышения:
10 л * 15% =1,5 л
10 л + 1,5 л = 11,5 л
Шаг 2: рассчитываем расход топлива по норме исходя из пробега за день:
(230 км * 11,5 л)/100=26,45 л
В соответствии с п. 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 №57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Пунктом 2 статьи 10 Закона установлено, что первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
наименование документа, дату его составления;
наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
При этом первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения (п. 5 статьи 10 Закона).
Пункт 7 статьи 10 Закона гласит, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Также следует помнить о положениях п. 9 статьи 10 Закона, согласно которому своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Пунктом 1.1.1 постановления Министерства финансов РБ от 08.08.2018 №55 с 01 января 2019 года установлено, что датой совершения хозяйственной операции при оказании услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме, в случае если срок действия договора превышает один месяц, является последний календарный день каждого месяца оказания услуги и последний день оказания услуги.
Таким образом:
1.    Квитанция, предоставляемая исполнителем, свидетельствует только о том, что ими зачислены на наш лицевой счет денежные средства, которые заказчик перечислил в качестве предоплаты.
2.    Эта квитанция не может подтверждать факт оказания услуги, т.к. она составляется до момента совершения операции. Следовательно, договор в этой части противоречит законодательству и, соответственно, не имеет юридической силы.
3.    В связи с тем, что срок действия договора превышает 1 месяц, а заказчик использует результаты услуги по мере ее осуществления (получает корреспонденцию регулярно), исполнитель должен составлять акт оказанных услуг, соответствующий требованиям п. 2 статьи 10 Закона, ежемесячно, каждый последний календарный день месяца.
Согласно ст.174 ТК РБ трудовой отпуск может быть разделен на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. При этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней. Таким образом, если в коллективном договоре оговорено деление трудового отпуска на несколько частей (более двух), то он имеет право уйти в отпуск на 3 дня.
Если 8 дней, за которые сотрудник желает получить компенсацию, превышают часть трудового отпуска (основного и дополнительного) равную 21 календарному дню, то, по соглашению сторон, трудовой отпуск может быть заменен компенсацией (ст.161 ТК РБ).
Согласно п.16 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. №924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр», на каждую единицу кассового аппарата ведется книга кассира, наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового аппарата. Однако данное требование не распространяется на кассовые аппараты:
- с установленным средством контроля налоговых органов;
- встраиваемые в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы;
- используемые в своей деятельности индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Таким образом, на кассовом аппарате без СКНО необходимо вести книгу кассира, а после установки СКНО книгу кассира вести не требуется.
Организация заключила договор подряда с физическим лицом с 01.11.2018 по 30.06.2019. Работник предоставил листок нетрудоспособности с 15.01.2019 по 20.01.2019. Первое вознаграждение работник получил 16.12.2018, первые взносы с вознаграждения по данному гражданско-правовому договору уплачены организацией 15.01.2019, т.к. организация имеет право уплачивать взносы в ФСЗН один раз в квартал.
Согласно п. 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, далее – Положение №569) право на пособия имеют работающие лица, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - взносы).
Согласно п. 27 Положения №569 лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору, пособия исчисляются из размера среднедневного вознаграждения, с которого уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - вознаграждение), выплаченного по этому договору до возникновения права на пособия.
Таким образом, работник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно ст 95 ТК РБ  не позднее чем за день до отъезда в служебную командировку наниматель обязан выдать командированному работнику денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно, расходов по найму жилого помещения и суточных.
Таким образом, направление работника в командировку без предоставления аванса не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 205 Инструкции по исполнительному производству (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь №67 от 07.04.2017) начисление алиментов прекращается со дня (включительно) возникновения обстоятельств, указанных в статье 115 Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье».
Таким образом, выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Следовательно, алименты на содержание ребенка  не удерживаются из заработной платы работника за день, когда ребенку исполняется восемнадцать лет.
Товарная накладная относится к бланкам с определенной степенью защиты и печатной продукции на основании Перечня бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (утвержден постановлением Совета министров Республики Беларусь от 06.07.2011 №912, далее – Перечень).
Согласно п. 13 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 г. №196) в случаях утраты или хищения бланков строгой отчетности материально ответственное лицо обязано сообщить об этом руководителю организации (индивидуальному предпринимателю). При этом назначенной комиссией проводится проверка фактического наличия бланков и составляется акт с указанием обстоятельств утраты (хищения), порчи, количества недостающих бланков строгой отчетности с перечислением их серий и номеров. Акт представляется руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) для принятия соответствующего решения.
Согласно п. 20 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в Перечень (утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам РБ, Министерства финансов РБ, Министерства связи и информатизации РБ от 12.08.2011 г. №33/77/17, далее – Инструкция №33/77/17) при обнаружении фактов порчи, утраты, хищения бланков не позднее трех рабочих дней со дня их обнаружения руководителем организации или индивидуальным предпринимателем создается комиссия по проверке обнаруженных фактов.
Под порчей бланка понимается повреждение его поверхности (дыры, стертость и прочее) при хранении, транспортировке бланка.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без привлечения наемных работников, являющихся материально ответственными лицами, проводят проверку фактов порчи, утраты, хищения бланков без создания комиссии.
Согласно п. 21 Инструкции №33/77/17 по результатам проверки составляется акт списания бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в Перечень (далее - акт), по форме согласно приложению 2 к Инструкции №33/77/17. Акт подписывается председателем и членами комиссии или индивидуальным предпринимателем и не позднее рабочего дня, следующего за днем его составления, утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Утвержденный акт не позднее рабочего дня, следующего за днем его утверждения, представляется в инспекцию МНС. Инспекция МНС передает в электронный банк данных информацию о бланках, указанных в акте, с признаком «Недействительно».
До 01.01.2019 в состав затрат, не учитываемых при налогообложении, в соответствии с п.1.16 и 1.17 ст.131 Налогового кодекса Республики Беларусь относились:
а) суммы добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, суммы добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);
б) взносы, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, за исключением:
- случаев, когда уплата таких взносов, сборов и иных обязательных платежей предусмотрена законодательством (в том числе иностранных государств) и является условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы, сборы и иные обязательные платежи;
- членских взносов (включая вступительные взносы), уплачиваемых белорусскими организациями, осуществляющими международные перевозки, некоммерческой организации Республики Беларусь, членство в которой является условием осуществления таких перевозок;
- членских взносов (включая вступительные взносы), уплачиваемых субъектами торгового мореплавания Республики Беларусь в связи с членством в объединениях (ассоциациях, союзах) судовладельцев, морских перевозчиков.
С 01.01.2019 данные взносы могут быть учтены в составе затрат, учитываемых при налогообложении, в соответствии с п. 2.8 ст. 171 Налогового кодекса Республики Беларусь в пределах норматива 1%, установленного для прочих расходов.
Так, согласно п. 3 ст. 171 НК РБ совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать одного (1) процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подпункте 3.18 пункта 3 статьи 174 НК РБ, с учетом налога на добавленную стоимость.
← Назад 3 4 5 6 7 Вперед →