Вопрос недели

Согласно п.2.6. ст. 170 Налогового кодекса в состав затрат, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включаются расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленным Национальным банком Республики Беларусь на момент покупки, для проведения расчетов:
- за сырье, материалы, товары (работы, услуги), имущественные права, нематериальные активы;
- по служебным командировкам за границу;
- по налогам, сборам и другим платежам в бюджет или внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств;
- по созданию (приобретению) инвестиционных активов;
- по оплате иных расходов, включаемых в состав затрат по производству и реализации, по использованным для их приобретения и оплаты, а также для выплаты заработной платы займам, кредитам и уплате процентов по ним.
Таким образом, законодательством не предусмотрено включение в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на покупку валюты, направляемой на иные цели, чем предусмотренные п. 2.6 ст. 170 Налогового кодекса. Расходы по покупке иностранной валюты, приобретаемой с целью ее размещения на текущем либо депозитном счете, не могут быть включены в состав затрат, учитываемых при налогоообложении.
Согласно Положения о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь №569 от 28.06.2013 г. «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей») если численность работников в организации составляет менее 15 человек, выполнение функций комиссии приказом (распоряжением) руководителя организации возлагается на одного из работников.
Комиссия в организациях с численностью до 15 человек создается и созывается для назначения пособия по временной нетрудоспособности только в следующих случаях:
утраты трудоспособности в связи с травмой в быту;
утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой, причиной которых явилось потребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
нарушения режима, предписанного врачом;
наступления временной нетрудоспособности в период прогула без уважительной причины;
ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.
Обращаем внимание, что для назначения пособия по беременности и родам участие комиссии не требуется.
Обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь признаются объектами налогообложения НДС (подп. 1.1.3 ст. 115 НК РБ). НДС исчисляется по той же ставке, по которой облагается реализация таких товаров.
Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. №292 «О мерах по подготовке и проведению II Европейских игр 2019 года» дано право освобождения от налога на добавленную стоимость оборотов по безвозмездной передаче юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, Фонду «Дирекция II Европейских игр 2019 года» товаров (работ, услуг) в виде безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 2.7-1 Указа №292).
В соответствии с п. 15 ст. 133 НК РБ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, приходящиеся на обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычету в порядке, установленном для вычета налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, облагаемым по ставке в размере двадцать (20) процентов, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, организации следует:
- включить оборот по безвозмездной передаче в строку 8 налоговой декларации (расчета) по НДС;
- произвести распределение налоговых вычетов. Суммы, приходящиеся на оборот по безвозмездной передаче, принять к вычету в пределах исчисленного налога в первой очереди (п. 2 ст. 135 НК РБ).
Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 13%, если иное не определено ст. 214 НК.
Однако с 2019 года возможно применение пониженных ставок налога на прибыль и подоходного налога с физлиц, при соблюдении определенных условий:
- 6% в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь (п. 5 ст. 214 НК);
- 0% в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь (п. 6 ст. 214 НК).
Для применения пониженных ставок подоходного налога с физлиц организацией не должны были приниматься решения о распределении между участниками прибыли на выплату дивидендов, а если такие решения и принимались, то они должны были быть приняты не с целью распределения прибыли в виде дивидендов.
Например, в организации имеется нераспределенная прибыль за 2014-2018 годы, однако в 2016 году организация приняла решение распределить прибыль на выплату дивидендов за 2014 год частично. В данном случае организация утрачивает право на применение ставки подоходного налога 0%,так как прибыль за 2014 год была частично распределена, тем самым нарушены условия п.6 ст.214 НК. В то же время, дивиденды из прибыли за 2016-2018 годы могут облагаться ставкой 6%, так как соблюдены условия п.5 ст.214 НК.
Согласно пункту 2 статьи 72 Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола о взимании косвенных налогов (приложение №18 к договору о ЕАЭС) местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подпунктами 1 - 4 пункта 29 этого Протокола.
Услуги по сертификации продукции не предусмотрены в подпунктами 1 - 4 пункта 29 Протокола, и местом реализации услуг в данном случае признается территория России, поскольку услуги были оказаны резидентом России.
Сотрудник предоставил нанимателю листок нетрудоспособности в связи с общим заболеванием на период с 02.09.2019 по 16.09.2019. В строке «Особые отметки» имеется запись «Нарушение режима, не явился на прием 10 и 11 сентября». В позиции «Освобождение от работы» указаны периоды с 2 по 10 и с 12 по 16 сентября. Комиссией по назначению пособий было принято решение о назначении пособия в размере 50% за 10 сентября.
Расчет пособий по временной нетрудоспособности регламентируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. №569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», далее - Положение).
Согласно п. 16 Положения пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80 процентов среднедневного заработка за первые 12 календарных дней нетрудоспособности и в размере 100 процентов среднедневного заработка за последующие календарные дни непрерывной временной нетрудоспособности.
Согласно п. 19 Положения пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50 процентов от пособия в случае нарушения режима, предписанного врачом, - со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, создаваемой плательщиком (далее - комиссия по назначению пособий плательщика).
Таким образом, пособие назначается в «половинном» размере:
•    за день нарушения режима, указанный в листке нетрудоспособности;
•    за дни освобождения от работы после дня нарушения режима - по усмотрению комиссии по назначению пособий.
Также следует отметить, что в число первых 12 календарных дней временной нетрудоспособности не включаются дни, не удостоверенные листком нетрудоспособности.
Таким образом сотруднику назначается пособие:
•    в размере 80% среднедневного заработка на период с 2 по 9 и с 12 по 14 сентября;
•    в размере 40% среднедневного заработка за 10 сентября:
•    в размере 100% среднедневного заработка на период с 15 по 16 сентября.
Согласно п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (утверждено Указом Президента РБ от 16.01.2009 г. №40, далее – Положение №40) плательщики уплачивают обязательные страховые взносы за физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам в дни, в которые осуществляются выплаты в их пользу, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, но не позднее сроков выплаты заработной платы. При отсутствии у плательщика работающих граждан по трудовым договорам обязательные страховые взносы уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.
Исходя из вышеизложенного, организации необходимо уплатить взносы в Фонд с вознаграждения по гражданско-правовому договору не позднее 20 сентября. Данное требование применяется в случае, если организация уплачивает взносы в Фонд ежемесячно.
Исходя из разъяснений специалистов ФСЗН в случае поквартальной уплаты взносов в ФСЗН взносы, исчисленные из вознаграждения, причитающегося по гражданско-правовому договору, должны быть перечислены не позднее установленного дня выплаты заработной платы за сентябрь, то есть в октябре.
В Письме МНС РБ от 19.07.2019 №2-2-10/Ас-01131 «О рассмотрении обращения» и в Письме МНС РБ от 22.02.2019 №2-2-10/00460 «О нормируемых затратах» изложена позиция МНС по включению стоимости топлива в состав затрат, учитываемых при налогообложении. Организация (не осуществляющая международные перевозки грузов) имеет право включать в состав затрат, участвующих при налогообложении, стоимость топлива, израсходованного в пределах следующих норм:
- обязательных норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование, установленные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
- если на марку транспортного средства нет обязательной линейной нормы, то до ее установления организация использует норму, определенную заводом-изготовителем. В этом случае для налога на прибыль принимаются затраты на топливо в пределах норм, установленных заводом-изготовителем. Для целей расчета налога на прибыль они действуют без ограничения сроков применения, но до момента определения норм в соответствии с законодательством;
- при отсутствии нормы завода-изготовителя норму расхода топлива устанавливает руководитель организации. Тогда для налога на прибыль затраты принимаются в размере стоимости топлива, израсходованного в пределах таких норм. Установленные руководителем нормы применяются до момента их утверждения в соответствии с законодательством, но не более 6 месяцев. По истечении шестимесячного срока и до момента установления норм в порядке, определенном законодательством, затраты на топливо при налогообложении прибыли не учитываются.
Справочно:  с 01.09.2019 вступило в силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 августа 2019 г. №44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности», в соответствии с п.2 которого данный документ распространяется на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 года.
Согласно п. 8 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (утверждено ПСМ №924/16 от 06.07.2011) в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО, юридические лица и индивидуальные предприниматели не позднее следующего рабочего дня уведомляют об этом республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
Однако согласно письмам МНС мораторий по исполнению субъектами хозяйствования этого пункта продлевается по 31 декабря 2019 г..
Соответственно, до 31 декабря 2019 г. организация может не уведомлять «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» о расхождении данных Z-отчетов и СККО, и принимать к учету выручку согласно данным первичных учетных документов (Z-отчетов).
Ошибочное выделение НДС не означает переход на уплату НДС по всем оборотам по реализации налогового периода. Обязанность исчисления сумм НДС возникает только в том случае, если предъявление сумм налога осуществлялось и в первичных учетных документах, и в ЭСЧФ (п. 7.1 ст. 129 НК РБ). Если НДС выделен только в накладной, то исчислять его не требуется, однако необходимо внести исправления в накладную.
Если же плательщик выделил НДС в накладной и выставил ЭСЧФ, то у него возникнет обязанность исчисления НДС (п. 7.1 ст. 129 НК РБ), за исключением случаев, когда излишне предъявленная сумма налога на добавленную стоимость исправлена на основании в совокупности следующих документов (п. 7.2.1 ст. 129 НК РБ):
актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем;
дополнительных (исправленных) электронных счетов-фактур, выставленных продавцом и подписанных покупателем электронной цифровой подписью, если ранее выставленные продавцом электронные счета-фактуры были подписаны покупателем электронной цифровой подписью.
Таким образом, если индивидуальный предприниматель неверно выделил НДС в накладной и выставил ЭСЧФ, он должен
- составить и подписать у покупателя акт сверки расчетов;
- аннулировать выставленный ЭСЧФ. Если исходный ЭСЧФ не был подписан покупателем, дополнительных действий не требуется.  Если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан электронной цифровой подписью покупателя, то он аннулируется при наличии согласия покупателя, которое выражается подписанием согласия электронной цифровой подписью покупателя (п. 10.1 ст. 131 НК РБ).
Если покупатель отказывается подписывать акт сверки и аннулированный ЭСЧФ, то излишне предъявленные суммы НДС отражаются в строке 11 раздела I декларации по НДС, которая представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 136 НК РБ, подп. 15.7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС №2 от 03.01.2019). Декларации с указанными суммами НДС представляются до окончания налогового периода.
← Назад 3 4 5 6 7 Вперед →